Sochinenya.com > Школа > 10 класс > сочинения по мировой литературе > ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ. В романах И. А. Гончарова чувство любви часто является одним из основных средств раскрытия характеров. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман «Обломов». Наиболее ярко характеры и человеческие качества главных героев проявля­ются в их взаимоотношениях.

Совпадение имени и фамилии: Илья Ильич — Ильинская под­черкивает то, что они предназначены друг для друга. Не случайно первое упоминание об Ольге включено в идеальную картину жиз­ни, которую Обломов рисует Штольцу. Он описывает музыку, что будет звучать в его доме: «…как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки! …И никто не знает ничего вок­руг… Она одна… Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне…» Имя Оль­ги, ее облик, поступки пронизаны музыкой — она живет в ее орео­ле. Все в ней удивительно гармонично: и прекрасный голос, мягкий, «с нервной дрожью чувства», «чистый, сильный, девический», и «умные», «ласковые» темные серо-голубые глаза, и наклон головы, «благородно покоившейся на тонкой, гордой шее». «Боже мой, ка­кая она хорошенькая! — восхищается ее внешностью Обломов, хотя Ольга и не красавица. — Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то… душа, должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова… как нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом». В Ольге совершенно нет жеманства, ко­кетства, лжи, мишуры, умысла. В силу своей натуры и воспитания она естественна в проявлении мыслей и чувств; естественны и все ее жесты, даже малейшие, едва заметные движения глаз, губ, рук.

Обладая нежной и одновременно горячей натурой, Ольга отвеча­ет на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала, и любовь Ольги так же проста и естественна, как и вся ее жизнь. Она полюбила впервые в двадцать лет. В ее глазах «прибавилось света, в движениях грации; грудь ее так пышно развилась, так мерно волновалась». В Ольге заиграли все силы, она увидела то, на что прежде глаза ее были закрыты. В ней «развернулись новые стороны ума, новые черты характера». Несмот­ря на свою молодость, Ольга прекрасно понимает, что «первая и главная роль» принадлежит ей, что от Обломова не приходится ждать «никакого движения воли, никакой активной мысли». И она берет на себя роль «путеводной звезды», мечтает, что разольет свет «над стоячим озером и отразится в нем».

В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: «она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». В этом обновлении Ильи Ильича она видит свое призвание. И в значительной мере осуществляет это свое намерение. Она отважно напоминала Обломову «цель жизни и обя­занностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала на­ружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла к нему с вопросом о чем-нибудь неясном, не доступном ей». Если она замечала «прежние черты в душе Обломо­ва… малейшую усталость, чуть заметную дремоту жизни, на него лились упреки, к которым изредка примешивалась горечь раская­ния, боязнь ошибки».

Ольга видела свое назначение в том, чтобы любить Обломова, и она следовала своей судьбе, училась любви, «пытала ее и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него». В минуты разочарования она думала: «Не любят два раза в жизни, это, говорят, безнравственно». Она оправдывала свою любовь к Обломову «его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, не­жностью, какой она не видела никогда в глазах мужчины». «У сер­дца, когда оно любит, — думала Ольга, — есть свой ум, оно знает, что хочет, и знает наперед, что будет».

После того как Обломов сделал Ольге предложение, она не ув­леклась его романтическими порывами и мечтами. Вместо этого она стала твердить ему, что в любви начинается серьезная практичес­кая жизнь: нужно сходить в палату, засвидетельствовать доверен­ность, поехать в Обломовку и устраивать свои дела…

Но долг и обязанность оказались губительными для любви, ее романтического пафоса. Когда Обломов пришел в отчаяние из-за практической стороны свадьбы, Ольга получила известие о заверше­нии тяжбы по ее имению, но ничего не сказала Илье Ильичу, же­лая «доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем». Она ждала от Обломова решительных действий, смелости, готовности жить активно, но вынуждена была признать свое поражение. На последнем свидании Ольга признает­ся, что любила будущего Обломова («любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним»). В горькие минуты расставания решительность и воля изменяют Ольге, и она устремляется к Обломову, умоляя его забыть ее жесто­кие слова… Но все уже тщетно.

Первая любовь — любовь к Обломову, стала для Ольги серьез­ным испытанием. В ней исчезли детскость, наивность, беспечность. Ольга не смотрела больше на мир так, как прежде, — открыто, свет­ло и покойно: «…глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности». Именно такой и увидел Оль­гу Штольц через год в Париже. Она обрадовалась ему, глаза «Ольги блеснули светом тихой, не стремительной, но глубокой радости».

Перемены, случившиеся в Ольге, поразили Штольца. Раньщеона была для него «милым ребенком, подающим большие надежды». В Петербурге Штольц не видел, что Ольга «идет почти одна своей дорогой… идет по новой тропе, по которой ей приходилось пробивать свою колею собственным умом, взглядом, чувством». Ольга многое научилась понимать и угадывать, осторожно вглядываясь в жизнь, вслушиваясь в речи и советы Штольца. А тогда он не видел этого, он ждал от нее «много впереди, но далеко впереди, не проча ее себе в подруги». И только за границей, увидев незнакомую и таинствен­ную Ольгу, отважился углубиться «в лабиринт ее ума, характера и каждый день открывал и изучал все новые черты и факты и все не видел дна, только с удивлением и тревогой следил, как ее ум требу­ет ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни».

Для Ольги любовь к Штольцу также стала совершенно новым, неизведанным чувством. В своей первой любви — любви к Обломо­ву — она перенесла «девический период неуменья владеть собой, внезапной краски, худо скрытой боли в сердце, лихорадочных при­знаков любви, первой ее горячки». Ольга не осознавала своего чув­ства к Штольцу, боролась отчаянно «сама с собой», она стала сомне­ваться в своей любви к Обломову, даже стыдиться своего романа с ним. И в то же время искренне раскаивалась «в неблагодарности за глубокую преданность ее прежнего друга». Ольге нравилось «непре­рывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека, как Штольц», нравилось потому, чтооно «восстанавливало ее оскорблен­ное самолюбие». И постепенно Штольц стал ее «разумом и совес­тью». Перед ним Ольга теряла силу воли и характер, проницатель­ность, умение владеть собой. Помимо ее воли любовь завладела ею, заполнила всю ее жизнь. Ее любовь к Штольцу — чувство зрелое, глубокое.

Гончаров показал нам все оттенки сложных любовных отноше­ний Ольги с Обломовым и Штольцем, в которых раскрылись все ее лучшие качества: благородство, желание быть « путеводной звездой », решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вме­сте со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатич­нее, обрисовывается ярче и сильнее. И мы искренне радуемся, что в Штольце она нашла человека, в котором отчасти «воплотился ее идеал мужского совершенства», что в замужестве сбывается ее де­вический сон счастья.

А вот Обломова жаль. Ведь постепенно умирал не только его ра­зум, но и нравственная жизнь. Он встретил необыкновенную, чут­кую девушку, горячо полюбившую его, и любовь вначале захвати­ла его самого, но закончилась она все в том же обломовском духе. Лень и боязнь поломать привычный для него уклад победили в Об­ломове чувство любви, ему не хотелось переживать ее тревог, нести какие-то обязанности перед другим человеком. В его грезах идеал женщины представлялся воплощением «целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой». Он мечтал в своей возлюбленной найти «неизменнуюфизиономию покоя, вечноеи ров­ное течение чувства».

Идеал семейного счастья представлялся Илье Ильичу вполне « по- обломовски», и потому лишенная какого бы то ни было нравствен­ного смысла его жизнь с Пшеницыной, полной противоположностью Ольги, оказалась соответствующей его характеру, потребностям его натуры. Да и случайное совпадение чинов ее мужа и самого Обло­мова становится намеком на неизбежность обретения мечты в доме Пшеницыной. Мы не можем не заметить, что объективно этот дом стал для Ильи Ильича новой Обломовкой, такой желанной и такой гибельной.

Здесь происходит медленное, но все же необратимое угасание героя. Если любовь к Ольге сопровождали книги, цветы, музыка, то отношения с Пшеницыной во многом определяются притягатель­ной силой локтей «с ямочками посредине». Если в Ольге Обломов видел и ценил грацию и духовную красоту, то на Пшеницыну гля­дит, как «на горячую ватрушку». В его жизни на Выборгской нет поэзии, нет лучей, «которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни». Зато в новообретенном райском уголке царят мир и тишина, разговоры ведутся не о высоком назначении человека и смысле жизни, а о праздниках, кухне, продовольствии. Все враж­дебное исчезло из жизни Ильи Ильича, любящее око жены, Ага­фьи Матвеевны, зорко сторожило каждое мгновение его жизни. Пше- ницына не предъявляла к Обломову никаких требований, и он «жил как будто в золотой рамке жизни». Обеспечив Илье Ильичу идеаль­ные условия существования, Агафья Матвеевна предоставила таким образом возможность для проявления благородства, уверенности Обломова в своих нравственных силах. Так, например, много лет под­ряд слушая Тарантьева по лености и беспечности, он, наконец, про­являет смелость и решительность тогда, когда грубость и пошлость земляка переходят все границы.

В доме Пшеницыной Обломов обрел то спокойное и ровное семей­ное счастье, о котором мечтал. Он заботится о детях Агафьи Матве­евны, как о своих, у него и у самого родился сын. Его любовь к жене — чувство также спокойное и ровное, не требующее ни бессонных ночей, ни сладких и горьких слез. Добрейшая Агафья Матвеевна по­могает Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. И герой окончательно убеждает себя, что в этой женщине воплотился «иде­ал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, кар­тина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отечес­кою кровлей», то есть «…идеал его жизни осуществился».

Добавить комментарий

Sochinenya.com > Школа > 10 класс > сочинения по мировой литературе > ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

ИСПЫТАНИЕ ЛЮБОВЬЮ. В романах И. А. Гончарова чувство любви часто является одним из основных средств раскрытия характеров. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман «Обломов». Наиболее ярко характеры и человеческие качества главных героев проявля­ются в их взаимоотношениях. Read on »

Добавить комментарий