Sochinenya.com > Школа > 10 класс > сочинения по мировой литературе > ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

ОБРАЗ ГОБСЕКА. Главой реалистической школы 30-40-х годов XIX века по праву считается французский писатель-романист Оноре де Бальзак. Его главное творение — многотомная эпопея «Человеческая комедия» — органически впитало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения. Современник крупнейших ученых, Баль­зак с глубоким вниманием следил и за открытиями в области есте­ственных и точных наук, используя их опыт в своем творчестве.

Бальзак наполнил свои произведения живыми подробностями, бытовыми деталями. Больше других своих современников он наста­ивал на изображении обыденных сторон человеческой жизни, на правдивом воспроизведении социальной среды. Нравственное паде- ние людей, их корыстные интересы в условиях капиталистическо­го общества Франции нашли отображение во всех произведениях Бальзака. Гениальность писателя проявлялась также в том, что он создавал необычайно живые человеческие характеры, остро чувствуя индивидуальность каждого из своих героев.

Однако самым главным источником, питавшим пытливую мыс;ль писателя, было неисчерпаемое богатство многовековой художествен­ной — прежде всего французской — литературы. Для повести Баль­зака «Гобсек» характерно соединение реалистической основы с ро­мантическими элементами, критика нравов аристократии соединя­ется с антибуржуазным началом.

Главный герой повести миллионер-ростовщик — один из властите­лей новой Франции. Личность сильная, исключительная, Гобсек внут­ренне противоречив. «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное», — говорит о .нем адвокат Дервиль, от лица которого ведется повествование. Ростовщичество — сфера практической деятельности Гобсека. Отдавая деньги в долг под боль­шие проценты, он фактически грабит своих клиентов, пользуясь их крайней нуждой и полной зависимостью от него.

Герой наделен безграничной страстью — жадностью к деньгам. Огромная сила характера этого ростовщика, его утонченный ум и знание людей подчиняются одной-единственной цели — накоплению. Гобсек — жестокий капиталист. Он безжалостно, каждодневно бо­рется с конкурентами и нещадно эксплуатирует клиентов. Имея миллионы, Гобсек живет в ветхой комнате, сам ходит к кредиторам, причем пешком, и гордится тем, что платит всего лишь семь фран­ков налогов. Оказавшись в комнате ростовщика, Дервиль заглянул в камин и обратил внимание на то, что даже зимой огонь еле-еле горел.

Сложно представить, что в этом помещении жил настоящий миллионер. Лучше всего характер Гобсека раскрывает описание запасов, которые Дервиль нашел после его смерти: пропавшие пи­щевые продукты рядом с дорогой посудой, книгами; вазами, карти­нами; деньги, которые ростовщик прятал по всей комнате. Причи­ной такого нагромождения товаров была жадность Гобсека — желая заработать больше, он ставил слишком высокие цены на товар. По словам Дервиля, это было проявлением одновременно скупости и своеобразия характера.

Прикасаясь к золоту, Гобсек переставал контролировать себя и терял рассудок. В образе героя писатель объединил все свои наблю­дения за ростовщиками, банкирами и обычными людьми, которые имеют дело с деньгами, и создал обобщенный образ — тип, не явля­ющийся точным отображением действительности, но при этом рас­крывающий глубинную правду о мире людей, проливающий свет на главные законы их существования.

Педантичный и бездушный («человек-автомат», «человек-век­сель»), Гобсек — живое воплощение той хищнической силы, кото­рая настойчиво пробивается к власти. Внимательно всматриваясь в лицо этой силы, писатель стремится проникнуть в истоки ее могу­щества и непоколебимой уверенности в себе. Но здесь Гобсек пово­рачивается своей второй стороной. Ростовщик-практик уступает место буржуа-философу и проницательному аналитику. Исследуя законы современного мира, Гобсек делает вывод, что главным дви­гателем, определяющим общественную жизнь в этом мире, явля­ются деньги — золото, потому что «в золоте сосредоточены все силы человечества… Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?., золото — вот духовная сущность всего обще­ства». Главный принцип ростовщика, философа — в жизни нужно опираться на что-то такое, что даст возможность удовлетворить соб­ственный эгоизм и влиять на других. Живя по своему принципу, Гобсек подчиняет жизнь служению золоту, использует целую сис­тему самовоспитания и становится одним из настоящих властите­лей Парижа. Образ Гобсека — реалистический, но с явными роман­тическими приметами. Туманно прошлое Гобсека, «возможно, быв­шего корсаром» и избороздившего все моря и океаны, «торговавшего людьми и государственными тайнами». Неясно происхождение ог­ромного богатства героя, полна загадок его настоящая жизнь. По­чти глобальны масштабы личности Гобсека, исключителен его фи­лософский ум, вся его фигура символична. «Этот старикашка, — говорит Дервиль, — вдруг вырос в моих глазах, стал фантастичес­кой фигурой, олицетворением золота». Но романтическое начало не противоречит сути характера Гобсека, а подчеркивает черты баль­заковского реализма.

По мнению автора, культ материального и равнодушие к мораль­ным проблемам калечат души людей. Об этом свидетельствует об­раз Гобсека, который, несмотря на свои необычные природные та­ланты, деградирует и превращается в полуавтомат. Писатель счи­тает, что деньги оголяют и ярко показывают основной человеческий инстинкт — эгоизм.

Добавить комментарий

Sochinenya.com > Школа > 10 класс > сочинения по мировой литературе > ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

ОБРАЗ ГОБСЕКА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАКА

ОБРАЗ ГОБСЕКА. Главой реалистической школы 30-40-х годов XIX века по праву считается французский писатель-романист Оноре де Бальзак. Его главное творение — многотомная эпопея «Человеческая комедия» — органически впитало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения. Современник крупнейших ученых, Баль­зак с глубоким вниманием следил и за открытиями в области есте­ственных и точных наук, используя их опыт в своем творчестве. Read on »

Добавить комментарий