Sochinenya.com > Школа > 11класс > сочинения по мировой литературе > ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА. Крупнейшего прозаика русской литературы XX века Михаила Шолохова смело можно назвать летописцем советской эпохи, ее не­утомимым исследователем. Образы, созданные им, по силе своей выразительности и художественной ценности не уступают лучшим образцам мировой классической литературы. Герои Шолохова, как правило, современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых рано или поздно встает необходимость сде­лать свой жизненный выбор. Это люди-труженики, закалившиеся в горниле суровых испытаний, вышедшие из них израненными, но не сломленными, сохранившими свой богатый и цельный духовный мир. Образ Григория Мелехова из романа «Тихий Дон», выписан­ный автором с большой любовью, безусловно, является одним из наи­более ярких и запоминающихся. Григорий — один из тех, в ком жила жажда естественной жизни и жажда любви как высшего про­явления этой жизни, но его судьба была безжалостно исковеркана буреломной эпохой.

Григорий Мелехов — представитель старинного казачьего рода на Дону, младший сын Пантелея Мелехова. Родился он на хуторе Татарском Вешенской станицы Области войска Донского в 1892 году.

В начале повествования Григорий — восемнадцатилетний парень, веселый, сильный, красивый; настоящий казак, блестящий наезд­ник, охотник и рыболов. Легко и радостно живется ему на родной земле. Григорий освещен светом, как бы исходящим из разных источников, — тут и кодекс казачьей чести, и напряженный крес­тьянский труд, и удальство в народных игрищах и гуляньях, и при­общение .к богатому казачьему фольклору, и чувство первой любви. До поры до времени он счастлив и беззаботен, живет в согласии с миром и с самим собой. Все в его жизни происходит невольно, буд­то без его участия. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страс­тную натуру, не вносит особых перемен. Григорий позволяет отцу женить себя на Наталье, как заведено, готовится к службе… Но жизнь не стоит на месте, на дворе — начало XX века. Новая скла­дывающаяся система социальных отношений изнутри рушит усто­явшийся патриархальный уклад с его традиционными нравственны­ми ценностями и заставляет Григория искать себя в стремительно меняющемся и рушащемся мире.

Григорий попадает на войну молодым казаком, видит кровь, на­силие, жестокость и, проходя через все эти испытания, взрослеет. Из поколения в поколение воспитываемые смелость и отвага, благо­родство и великодушие по отношению к поверженным, презрение к малодушию и трусости определяли поведение Григория во всех жиз­ненных обстоятельствах. В первых испытаниях на полях кровавых сражений в 1914 году его выручала традиционная казачья привер­женность к воинской славе, Мелехов проявлял исключительную храб­рость и мужество, но уже тогда он отличался от своих братьев по оружию чувствительностью к проявлениям жестокости, к любому насилию над слабыми и беззащитными. Впервые убив на войне про­тивника, но человека, Григорий испытывает невыносимую боль, ут­рату в себе чего-то главного: «Будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу». Он долго не мог прийти в себя, но потом, мучительно преодолев внутренний надлом, ожесто­чился, продолжая в то же время страдать от невозможности прими­рить непримиримые понятия воинской чести и доблести как хорошо выполненной на войне работы и невосполнимости зря загубленной, утраченной чьей-то жизни — высшей ценности на земле. «Огрубело сердце, зачерствело, как солончак в засуху, и как солончак не впиты­вает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости», — с болью отмечает автор. Тем не менее, внутренний протест против ужасов и нелепостей войны со временем будет расти и в конечном счете приве­дет Григория к пониманию того, что он проводит свою жизнь в чужой для него среде ужасов и страха, тратит свой талант и силы на опасное и чуждое его натуре мастерство сотворения смерти.

В госпитале, куда Григорий попадает после ранения, под влия­нием пропаганды у него появляются сомнения в преданности царю, отечеству, воинскому долгу.

В 1917 году, в тревожные дни революционных событий, мы видим Григория в беспорядочных и мучительных поисках истины.

Сначала он сражается за красных, но его отталкивает убийство безо­ружного пленного, и когда большевики приходят на Дон, неся с собой грабежи и насилие, Мелехов борется с ними с холодной яростью. Он пытается определиться в это «смутное время», но порой оказы­вается не в силах постичь железную логику революции, ее внутрен­ние закономерности и совершает немало ошибок. В конце концов глубинные устремления души отталкивают Григория и от красных, и от белых: «Все они одинаковы! Все они ярмо на шее казачества!»

Узнав о бунте казачества в верховьях Дона против Красной Ар­мии, Мелехов выступает на стороне бунтовщиков. Теперь он борет­ся за то, что ему дорого, потому что для него, как ему кажется, от­крылась, наконец, правда. «Будто и не было за плечами дней поис­ков правды, испытаний, переходов и тяжелой внутренней борьбы. О чем было думать? Зачем металась душа, — в поисках выхода, в раз­решении противоречий? Жизнь казалась насмешливой, мудро-про- стой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь — всегда боро­лись люди и будут бороться, пока светит им солнце, пока теплая по жилам сочится кровь. Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, — как в стенке, — а накал ненависти, твердость даст борьба!»

Как возврат к господству офицерства в случае победы белых, так и власть красных на Дону для Григория неприемлемы. В душе его идет постоянная борьба: «Трудно нащупывалась тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уве­ренности — по той ли, по которой надо, идет. Тянуло к большеви­кам — шел, других вел за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем».

В последнем томе романа разжалование как следствие неподчи­нения белогвардейскому генералу, смерть жены и окончательное поражение Белой армии доводят Григория до крайней степени от­чаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного и герои­чески воюет с поляками, стремясь очиститься этим от своей вины перед большевиками.

Но для Григория нет спасения и в советской действительности, где даже нейтральная позиция считалась преступлением. С горькой насмешкой говорит он бывшему вестовому, что завидует Кошевому и белогвардейцу Листницкому: «Им с самого начала было ясно, а мне и доселе все неясное, а я с 17 года хожу по вилюжкам, как пья­ный качаюсь». Больше всего на свете Григорию « хотелось отвернуть­ся от всего, бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного», хотелось «забить» свою боль подчас безрассудными поступками, потому что сердце Григория теплело и трепетало только тогда, ког­да он «представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, — выйдет в степь; держась наскучавшимися по работе руками за че- пиги, пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; пред­ставляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и под­нятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, — теплело на душе». Главными для Мелехова всегда оставались любовь к жизни, неубывающая, безудержная любовь к Аксинье — символ самой жизни, любовь-понимание, лю­бовь-милосердие к исстрадавшейся из-за него же жене Наталье, детям, родне, любовь к земле и труду на земле…

Однажды ночью под угрозой ареста и неминуемого расстрела Григорий бежит с родного хутора. После долгих скитаний, тоскуя по детям и Аксинье, он тайно возвращается. И теперь уже они вме­сте, упросив сестру взять детей, бегут в надежде пробраться на Ку­бань и начать новую жизнь, но по дороге их настигает конная зас­тава, и Аксинья погибает. Найдя укрытие в яру, Григорий хоронит свою Аксинью, свою самую большую любовь и свою надежду на мирное счастье: «Ладонями старательно примял он на могильном холмике влажную желтую глину и долго стоял на коленях возле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь. Теперь незачем ему было торопиться. Все было кончено…»

Жизнеописание Григория Мелехова заканчивается мартом 1922 года. Ему только тридцать лет, но это уже совсем другой Григорий. Слишком много утрат и разочарований довелось ему пережить. Пройдя сквозь кровавую мясорубку гражданской войны, он потерял почти все, что имел и любил в своей жизни: «все отняла у него, все порушила безжалостная смерть…» Но Григорий не очерствел душой, не опустился, не утратил своих лучших человеческих качеств. Скры­ваясь неделями в лесной чаще, он испытывает непреодолимое же­лание «походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда бы можно было бы и помирать». Он возвращается к родному порогу и прижимается заросшей щекой к сыну Мишатке.

Трогательно описав встречу своего героя с сыном, Шолохов за­канчивает роман словами: «Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияю­щим под холодным солнцем миром».

Григорию Мелехову не довелось прожить спокойную жизнь, нельзя сказать, что выбор его в сложных жизненных ситуациях все­гда был правильным, но его поступки почти всегда были продикто­ваны поиском жизненного пути, который подходил бы «всем, кото­рые есть», казакам, и простым, искренним желанием «жить лучше всех». Это желание затрагивало не только личные интересы Григо­рия, но и всех, кто его окружал, — родных и близких, детей, люби­мой женщины. Григорий Мелехов не зря прожил свою жизнь. Она была полна душевных метаний, боли, утрат и разочарований, но были в ней и радость, и настоящая любовь, и счастье труда на родной земле, пусть и недолгое…

На примере нелегкой судьбы Григория Мелехова Михаил Шо­лохов показал сложный путь донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.

Добавить комментарий

Sochinenya.com > Школа > 11класс > сочинения по мировой литературе > ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

ОБРАЗ ГРИГОРИЯ МЕЛЕХОВА. Крупнейшего прозаика русской литературы XX века Михаила Шолохова смело можно назвать летописцем советской эпохи, ее не­утомимым исследователем. Образы, созданные им, по силе своей выразительности и художественной ценности не уступают лучшим образцам мировой классической литературы. Герои Шолохова, как правило, современники и участники переломных событий эпохи, перед каждым из которых рано или поздно встает необходимость сде­лать свой жизненный выбор. Read on »

Добавить комментарий