ПОМЕЩИКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

ПОМЕЩИКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ».«Мертвые души» автор назвал поэмой и подчеркнул этим зна­чительность своего творения. Поэма — значительное по объему лирико-эпическое произведение, отличающееся глубиной содержания и широким охватом событий. Это определение (поэма) до сих пор вызывает споры.

С выходом в свет сатирических произведений Гоголя в русской реалистической литературе укрепляется критическое направление. Реализм Гоголя в большей степени насыщен обличительной, бичую­щей силой — это отличает его от предшественников и современни­ков. Художественный метод Гоголя получил название критического реализма. Новым у Гоголя является заострение главных черт харак­тера героя, излюбленным приемом писателя становится гипербо­ла — непомерное преувеличение, усиливающее впечатление. Гоголь находил, что сюжет «Мертвых душ», подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров.

По словам Герцена, Гоголь обратился «к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кули­сами вдали от дорог и больших городов. Благодаря Гоголю, мы на­конец увидели их… без масок, без прикрас».

Главы о помещиках, которым уделено больше половины перво­го тома, автор расположил в строго продуманном порядке: расточи­тельного мечтателя Манилова сменяет бережливая Коробочка; ей противопоставлен разорившийся помещик, пройдоха Ноздрев; затем опять поворот к хозяйственному помещику-кулаку Собакеви- чу; галерею крепостников замыкает скряга Плюшкин, воплощаю­щий крайнюю степень падения помещичьего класса.

Читая «Мертвые души», мы замечаем, что писатель повторяет одни и те же приемы в изображении помещиков: дает описание де­ревни, господского дома, внешнего вида помещика. Далее идет рас­сказ о том, как отнеслись к предложению Чичикова о продаже мертвых душ те или иные люди. Затем изображается отношение Чичикова к каждому из помещиков и появляется сцена купли-про- дажи мертвых душ. Такое совпадение не случайно. Однообразный замкнутый круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание.

О «весьма обходительном и учтивом помещике Манилове» мы уз­наем в первой главе, где автор изображает внешность его, особенно глаза — сладкие как сахар. Новый знакомый был без ума от Чичико­ва, «долго жал ему руку и просил убедительно сделать ему честь своим приездом в деревню». Разыскивая Маниловку, Чичиков спу­тал название и спрашивает мужиков о деревне Заманиловке. Писа­тель обыгрывает это слово: «Деревня Маниловка не многих могла за­манить своим местоположением». И тут же начинается подробное описание помещичьей усадьбы. «Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…» На покатости горы «были разбро­саны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и желтых ака­ций; …беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединенного размышления», пониже пруд, покрытый зеленью…» И наконец, «серенькие бревенчатые избы» мужиков. За этим всем проглядывает сам хозяин — русский помещик, дворянчик Манилов. Бесхозяйственный, дом поставил не­удачно, с претензией на европейскую моду, но лишенный элементар­ного вкуса. У этого помещика более двухсот крестьянских изб.

Унылость вида маниловского имения дополняет пейзажная за­рисовка: темнеющий в стороне «скучно-синеватым цветом сосно­вый лес» и совершенно неопределенный день: «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета». Тоскливо, голо, бес­цветно. Гоголь исчерпывающе раскрыл, что такая Маниловка не­многих могла заманить.

Завершает портрет Манилова Гоголь в иронической манере: «черты лица его не лишены были приятности». Но в эту прият­ность, казалось, «чересчур было передано сахару». Сахар — деталь, указывающая на слащавость. А затем уничтожающая характерис­тика самого автора: «Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Манилов лишен хозяйственной сметки. «Когда приказчик гово­рил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», «Да, недурно», — отве­чал он обыкновенно». Манилов не вел хозяйство, плохо знал своих крестьян, и все приходило в упадок, зато он мечтал о подземном ходе, о каменном мосте через пруд, который две бабы переходили вброд, да с торговыми лавками по обеим сторонам его.

Пристальный взгляд писателя проникает в дом Манилова, где царила та же нераспорядительность и отсутствие вкуса. Некоторые комнаты были без мебели, два кресла в кабинете хозяина обтянуты рогожей. В кабинете были горки золы на подоконнике, книга, от­крытая на 14-й странице уже в течение двух лет, — единственное свидетельство о труде хозяина в кабинете.

Госпожа Манилова достойна своего супруга. Жизнь ее посвяще­на слащавому сюсюканью, мещанским сюрпризикам (бисерный че­хольчик на зубочистку), томным длинным поцелуям, а хозяйство для нее — низкое занятие. «Манилова так хорошо воспитана», — язвительно замечает Гоголь.

Характер Манилова выражается в особой манере говорить, в буре слов, в употреблении деликатнейших оборотов речи: позвольте вам не позволить этого, нет уж, извините, не допущу пройти поза­ди такому приятному и образованному гостю. Прекраснодушие Ма­нилова, незнание им людей выявляется в оценке городских чинов­ников как людей «препочтеннейших и прелюбезнейших». Шаг за шагом Гоголь неумолимо обличает пошлость пошлого человека, иронию постоянно сменяет сатирой: «На столе русские щи, но от чистого сердца», дети — Алкид и Фемистоклюс, названы именами древнегреческих полководцев в знак образованности родителей.

Во время разговора о продаже мертвых душ выяснилось, что очень многие крестьяне уже умерли (вероятно, несладко им жилось у Манилова). Сначала Манилов не может уразуметь сути чичиков­ской затеи. «Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предло­жить вопрос, а какой вопрос — черт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носо­вые ноздри». Манилов проявляет «заботу о дальнейших видах Рос­сии». Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве.

Чичикову без труда удается убедить друга в законности сделки, и Манилов, как помещик непрактичный, неделовой, дарит Чичикову мертвых душ и берет на себя расходы по оформлению купчей.

Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоя­щих чувств. Он сам «мертвая душа», обреченная на гибель так же, как и весь самодержавно-крепостнический строй России. Маниловы вредны, социально опасны. Каких же последствий для экономичес­кого развития страны можно ждать от маниловского хозяйствова­ния!

Помещица Коробочка бережлива, «набирает понемногу деньжо­нок», живет замкнуто в своем поместье, как в коробочке, и ее домо­витость со временем перерастает в скопидомство. Ограниченность и тупоумие довершают характер «дубиноголовой» помещицы, относя­щейся с недоверием ко всему новому в жизни. Качества, присущие Коробочке, типичны не только в среде провинциального дворянства.

За Коробочкой в гоголевской галерее уродов следует Ноздрев. В отличие от Манилова, он неугомонный, юркий, бойкий, но его энергия растрачивается по пустякам в шулерской картежной игре, в мелких пакостях лжи. С иронией называет Гоголь его «в некото­ром отношении историческим человеком, потому что где бы ни был Ноздрев, не обходилось без историй», т. е. без скандала. Автор воз­дает ему по заслугам устами Чичикова: «Ноздрев человек — дрянь!» Он прокутил все, забросил имение и обосновался на ярмар­ке в игровом доме. Подчеркивая живучесть ноздревых в русской действительности, Гоголь восклицает: «Ноздрев долго еще не выве­дется из мира».

Свойственное Коробочке накопительство превратилось у прак­тичного помещика Собакевича в подлинное кулачество. На крепост­ных он смотрит только как на рабочую силу и, хоть поставил му­жикам избы, на диво срубленные, сдерет с них три шкуры. Некото­рых крестьян он перевел на денежно-оброчную систему, выгодную помещику. Образ Собакевича создан в излюбленной гиперболичес­кой манере Гоголя. Его портрет, в котором дано сравнение с медве­дем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом — во всем подчеркнута животная сущность помещика.

Собакевич быстро раскусил затею Чичикова, понял выгоду и за­ломил по сто рублей за душу. Прижимистый помещик сбыл мерт­вых душ с выгодой для себя, да еще и надул Чичикова, подсунув ему одну особу женского пола. «Кулак, кулак, да еще и бестия впридачу!» — так характеризует его Чичиков. Собакевич приспо­сабливается к капиталистическим условиям жизни.

Впервые увидев Плюшкина, Чичиков «долго не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было со­вершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на го­лове колпак, который носят деревенские дворовые бабы, только голос показался ему несколько сиплым для женщины: «Ой баба! — подумал он про себя и тут же прибавил: «Ой нет!» «Конечно баба!» Чичикову и в голову не могло прийти, что это русский барин, поме­щик, владелец крепостных душ. Страсть к накоплению неузнавае­мо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительст­ва… Крестьян он заморил голодом, и они «мрут, как мухи» (за три года 80 душ). Сам он живет впроголодь, одевается, как нищий. (По меткому слову Гоголя, Плюшкин превратился в какую-то прореху на человечестве.) В эпоху роста денежных отношений хозяйство Плюшкина ведется по старинке, основано на барщинном труде, хо­зяин собирает продукты и вещи, бессмысленно накапливает ради накопления. Разорил крестьян, губя их непосильной работой. Плюшкин копил, и все, что он собирал, гнило, все обращалось в «чистый навоз». Расхищение народного труда автор разоблачает в главе о Плюшкине даже с большей силой, чем в главе о Ноздреве. Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру. И писатель горестно вос­клицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог сни­зойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком».

Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретны­ми чертами. Что ни герой, то неповторимая личность. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий куль­турный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремле­ние к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравст­венная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о пат­риотизме. Эти нравственные уроды, как показывает Гоголь, порож­дены крепостнической действительностью и раскрывают сущность крепостнических отношений, основанных на угнетении и эксплуа­тации крестьянства.

Произведение Гоголя ошеломило прежде всего правящие круги и помещиков. Идейные защитники крепостного права доказывали, что дворянство — лучшая часть населения России, страстные пат­риоты, опора государства. Гоголь образами помещиков развеял этот миф. Герцен говорил, что помещики «проходят перед нами без масок, без прикрас, льстецы и обжоры, угодливые невольники власти и безжалостные тираны своих врагов, пьющие жизнь и кровь народа… «Мертвые души» потрясли всю Россию».

Яндекс.Метрика