Прошлое и будущее Элизы Дулиттл (по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)

Прошлое и будущее Элизы Дулиттл. Джордж Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX—начала XX века. Ему удалось вывести английскую дра­му из идейного и художественного тупика, характерного для 60— 70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.

Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется «Пигмалион» (1913). Эта пьеса обошла все ве­дущие театры мира и пользуется неизменным сценическим успе­хом. Название ее напоминает об античном мифе, согласно которо­му скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лондонская цветочницаЭлиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмалион — профессор фонетики Хиг­гинс. Юморист, иронист, парадоксалист Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности человека. Косноязычной зама­рашке Элизе с необычайной легкостью дается не только овладение литературным английским языком, перед ней открываются под­линные богатства духовной культуры, запечатленные в книгах, му­зыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто принимают за истинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая девушка из народа становится по-настоящему гармонической лич­ностью. Нечто похожее происходит и с ее отцом, мусорщиком Аль­фредом Дулиттлом — с грязных помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, полемиста дан ему самой природой.

Но перекличка с античной легендой — только одна сторона этой сложной пьесы. В ней налицо подлинный демократизм: Шоу до­казывает, что бедную работницу отличают от герцогини только не­правильное произношение и вульгарные манеры. Но он не ограни­чивается этим: в дальнейшем мы убеждаемся, что Элиза Дулиттл гораздо выше аристократической среды, с которой ей пришлось столкнуться. Не профессор Хиггинс воспитывает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и другим, трудолюбие — все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной нужды, в котором выросла. Трагический отгенок придает блестящей и ост­роумной пьесе тема холодного экспериментирования над живым человеком, столь характерного для буржуазной науки. Элизе та­кой, какой она предстает в финале, все равно нет достойного ml ста в современной буржуазной Англии.

Шоу любил открытые финалы пьес, заставляющие зрителей продолжать думать, тревожиться о судьбе герое в и собственных судь­бах также.

О чем бы ни говорил Шоу, как истинный сын своей эпохи, он всегда говорил о своем «сегодня», о «сегодня» своей Англии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прошлое и будущее Элизы Дулиттл (по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»)

Прошлое и будущее Элизы Дулиттл. Джордж Бернард Шоу — крупнейший английский драматург конца XIX—начала XX века. Ему удалось вывести английскую дра­му из идейного и художественного тупика, характерного для 60— 70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.

Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1914 гг., выделяется «Пигмалион» (1913). Эта пьеса обошла все ве­дущие театры мира и пользуется неизменным сценическим успе­хом. (далее…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *