Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл (По пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»)

Прошлое, настоящее и будущее Элизы. Джордж Бернард Шоу — крупнейший английский драма­тург конца XIX — начала XX века. Ему удалось вывести анг­лийскую драму из идейного и художественного тупика, харак­терного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.

Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1014 гг., выделяется яркая пьеса «Пигмалион» (1913), обо­шедшая все ведущие театры мира и пользующаяся до сих пор сценическим успехом. Заглавие напоминает об античном мифе, согласно которому скульптор Пигмалион влюбился в созданную им статую Галатеи и оживил ее своими мольбами. В версии, предложенной Шоу, в роли новоявленной Галатеи выступает лон­донская цветочница Элиза Дулиттл, а ожививший ее Пигмали­он — профессор фонетики Хиггинс. Юморист, иронист, пара­доксалист Шоу демонстрирует свою веру в безграничные возможности замарашке Элизе с необы­чайной логкостью дастся не только овладение литературным английским языком, перед ней открываются подлинные богат­ства духовной культуры, запечатлевшие себя в книгах, музыке, и она жадно впитывает их. Элизу не просто принимают за ис­тинную леди на великосветском приеме — умная, талантливая девушка из народа становится по-настоящему гармонической личностью. Нечто похожее происходит с ее отцом, мусорщиком Альфредом Дулиттлом — с грязных помоек он с легкостью шагает на кафедру проповедника, потому что дар оратора, поле­миста дан ему самой природой.

Но перекличка с античной легендой — только одна сторона этой сложной пьесы. В ней налицо подлинный демократизм: Шоу доказывает, что бедную работницу отличают от герцогини только неправильное произношение и вульгарные манеры. Но он не ограничивается этим: в дальнейшем мы убеждаемся, что Элиза Дулиттл гораздо выше аристократической среды, с которой ей пришлось столкнуться. Не профессор Хиггинс воспиты­вает в ней высокие принципы честности, строгости к себе и дру­гим, трудолюбие — все это она принесла из того мира трущоб и беспросветной нужды, в котором выросла. Трагический отте­нок придает блестящей и остроумной пьесе тема холодного экс­периментирования над живым человеком, столь характерного для буржуазной науки. Элизе, такой, какой она предстает в финале, все равно нет достойного места в современной буржуаз­ной Англии. Шоу любил открытые финалы пьес, заставляющие зрителей продолжать думать, тревожиться о судьбе героев и соб­ственных судьбах также.

О чем бы ни говорил Шоу, как истинный сын своей эпохи, он всегда говорил о своем «сегодня», о «сегодня» Англии, ее героях и их убеждениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл (По пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»)

Прошлое, настоящее и будущее Элизы. Джордж Бернард Шоу — крупнейший английский драма­тург конца XIX — начала XX века. Ему удалось вывести анг­лийскую драму из идейного и художественного тупика, харак­терного для 60—70-х годов XIX в. Он придал ей социальную остроту, проблемный характер и блестящую сатирически-парадоксальную форму.

Среди многочисленных пьес, написанных Б. Шоу между 1905 и 1014 гг., выделяется яркая пьеса «Пигмалион» (1913), (далее…)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *